17.11.2020

Василий Соловьёв

9zOIbnRKvlY.jpg

"Спорт нашёл меня раньше, чем я себя помню!"

Проект Дирекции спорта Петрозаводского городского округа «Кто нас выводит в мастера…» продолжает тренер по биатлону СШОР СКА – младший из династии мастеров лыжни Соловьёвых

Знакомьтесь: тренер по биатлону Спортивной школы олимпийского резерва СКА Петрозаводска Василий Соловьев. Участник проекта «Кто нас выводит в мастера…» - младший из династии тренеров по лыжным гонкам Соловьёвых. Мастер спорта России по биатлону, призёр Первенства России среди юниоров, участник Чемпионата мира среди юниоров по летнему биатлону.

- Мне 25 лет. И в спорте я 25 лет. Не могу рассказать о том, как я попал в спорт, потому что он нашёл меня раньше, чем я себя помню. Я вырос в абсолютно спортивной семье: мама – мастер спорта, папа – мастер спорта международного класса, дедушка – мастер спорта. Все лыжники! И все причастны к педагогической деятельности. Мама работает преподавателем физической культуры Петрозаводского государственного университета. А тренерскую династию уже более полувека назад начал дедушка, продолжил её мой отец, а сейчас уже и я сам.

-То есть убеждать Василия Соловьёва, что надо заниматься спортом, не потребовалось?

- Можно подумать, у меня был выбор. Чем бы я ни захотел заниматься, родители все равно бы сделали из меня спортсмена. Нет, папа всегда говорил о том, что нужно заниматься тем, что нравится, и если занятия спортом не доставляют удовольствия, то я могу найти любое другое увлечение. Но все шло как раз к тому, что спорт - это именно то, чем мне хотелось заниматься. И как только звенел звонок с последнего урока, я первый выбегал из класса и спешил на тренировку.

- Сразу на лыжи?

- В спортивных секциях я занимался с 1-го класса. Сначала это были плавание, самбо и баскетбол. А с 5 класса начал заниматься биатлоном, хотя назвать это биатлоном можно было разве что формально. В Петрозаводске тогда не было стрельбища. Стреляли мы в тире из пневматического оружия, а на соревнования по биатлону выезжали только раз в году - весной в Мурманск. Тренировки сводились к лыжной подготовке, поэтому в школьном возрасте я участвовал во всех республиканских лыжных стартах. Окончательно выбор в пользу биатлона сделал в старших классах, когда начали приходить первые успехи на всероссийских соревнованиях. В биатлоне я выполнил норматив мастера спорта России, был участником Чемпионата Мира среди юниоров по летнему биатлону, где занял 7 место, становился призером Первенства России среди юниоров.

- Когда почувствовали, что хотите работать с детьми? И кто сыграл в этом роль?

- Как я попал в тренерскую деятельность? Когда активно выступал на соревнованиях сам, не думал о том, что буду тренером. Да и вообще мало задумывался о том, что будет после спорта. Понимал, что в спортивной сфере чувствую себя как рыба в воде, но мысли, что хочу стать именно тренером, не было.
Все произошло достаточно естественно, само собой. Свою спортивную деятельность я закончил, когда учился на 4-м курсе факультета физической культуры Петрозаводского госуниверситета (2017 год). И сразу обратился к отцу, который работает тренером в Спортивной школе олимпийского резерва СКА, с предложением помогать ему проводить тренировки по биатлону у детей. Так у меня и началась продолжительная практика. И это было полезно, как для учёбы в университете, так и для собственного опыта. Мои задачи не ограничивались одной группой детей. Я быстро влился в процесс подготовки спортсменов: работал как с группами начальной подготовки, так и со спортсменами старшего школьного возраста, помогал в подготовке лыж и во время выездов на соревнования.
Именно в тот период понял, что тренерская деятельность - это то, чем бы мне хотелось заниматься. И не только ради того, чтобы зарабатывать этим на жизнь, а очень захотелось по-настоящему вникнуть в профессию, совершенствовать свои навыки. И хотя я официально тогда не работал, считаю началом своей тренерской деятельности именно тот период.

- После окончания вуза и приняли решение стать тренером?

- Нет, до этих перемен была ещё служба в армии. В июне 2018 года я защитил диплом, успешно окончил ИФКСиТ ПетрГУ - и для меня начался год службы в армии. В этот период и спорт, и тренерское дело продолжались. Я постоянно проводил занятия по физподготовке с солдатами, а также сам активно участвовал практически во всех соревнованиях. Даже выполнил норматив мастера спорта по офицерскому троеборью.
После окончания службы тренером я стал настолько быстро, насколько это было возможно. Утром я еще получал грамоту за успешное прохождение службы на общем построении, а после обеда уже проводил тренировку на Кургане!

- И младший Соловьёв украсил тренерскую династию!

- Да, так я официально и стал тренером по биатлону СШОР СКА Петрозаводска. Признаюсь, были мысли уехать работать в другой регион, но сейчас считаю, что выбор остаться в родном городе был правильным. В Петрозаводске отличные условия для занятий биатлоном. Комплекс в самом центре города, большой выбор трасс - как для лыж, так и для бега. Согласитесь, очень мало мест в России, где дети могут так комфортно посещать тренировки по лыжным гонкам и биатлону.

- Старшие коллеги помогали в начале самостоятельного пути?

- Да, ещё один большой плюс - слаженный тренерский коллектив. Нас трое -  мой отец, Валерий Васильевич, Елена Леонидовна Баженова и я. Всегда подменяем друг друга, если есть необходимость, помогаем. Например, во время стрелковых тренировок или выездных соревнований. Хочу выразить большую благодарность им за помощь на первых этапах тренерской деятельности. Молодому специалисту, такому как мне, важно постепенно войти в рабочий режим, и помощь более опытных наставников особенно нужна. В свою очередь, я чувствую ответственность за всех спортсменов, которые занимаются в нашей спортивной школе. И это не зависит от того, числятся они у меня в группе или нет.

- Василий Валерьевич, дети какого возраста у Вас занимаются?

- Сейчас работаю в основном с группами начальной подготовки - детьми в возрасте от 9 до 12 лет. В прошлом году, как устроился на работу, набрал две группы по 10 человек. В этом году продолжил набор - тоже 20 новеньких. Есть ещё группа спортсменов 12-14 лет, которые уже занимаются биатлоном более 3 лет. Также провожу тренировки у детей 7-8 лет, они еще не зачислены в спортивную школу, но в перспективе попадут в спортивные группы в ближайшие годы. Важно, чтобы к этому моменту ребята уже были знакомы с нашим видом спорта. В общей сложности, около 60 юных спортсменов тренируются под моим руководством.

- Вы изменились сами, когда стали тренером? Смотрите на спорт как прежде или немного по-другому?

- Сейчас нахожусь на стадии активного совершенствования себя как тренера. Каждый день и каждая тренировка приносят новые знания. Когда ты занимаешься спортом сам, то обращаешь внимание только на свои ощущения, а тренер должен чувствовать и понимать каждого своего подопечного. И я изменил свой образ мышления, стараюсь обращать внимание как на индивидуальные особенности каждого ребенка, с которым работаю, так и особенности различных возрастных групп.

- В спортивную школу приходят дети с разными способностями и возможностями. Мотивацию стремиться вперёд находите для каждого ребёнка?

-  Как человек, который уже прошел свой путь до мастера спорта, понимаю, что большинство моих воспитанников не дойдут до этого уровня. Но расскажу одну историю, которая изменила мой взгляд на успешность и достижения. В группе начальной подготовки, которую я набрал в прошлом году, сразу выявились лидеры и отстающие. Некоторых детей я не видел никакого смысла держать, потому что даже по сравнению со середнячками они много проигрывали. С одним из таких ребят я пообщался перед тренировкой, чтобы узнать, что же им движет. И он с гордостью заявил, что катается на лыжах лучше всех в классе и единственный умеет передвигаться коньковым стилем! После этого я понял, что понятие успеха очень относительное, и каждому есть, к чему стремиться! Посмотрел на спорт совсем под другим углом!



- Что важное скажете начинающим тренерам?

- Надо не стоять на месте. Помимо проведения тренировок, я изучаю научную литературу и все возможные источники информации, связанные со спортивной подготовкой. В свободное время тренируюсь сам. В общем, сейчас моя жизнь проходит в формате полного погружения во все, что связано со спортом.
Надо полюбить своё дело. Профессия тренера мне определенно нравится. Ничуть не жалею, что пошел этим путем. Когда учился в университете, все говорили о том, кем хотят стать. Мне же ничего конкретного в голову не приходило, долгое время не мог понять, что же я хочу. Единственное, хотелось быть полезным для других, помогать и делиться опытом. Тренер ведь как раз этим и занимается. Готов и дальше совершенствоваться, постигать все тонкости. Знаю, что еще совсем ничего не знаю.

- Какую оценку поставите системе подготовки спортсменов в нашей стране?

- Есть проблемы. Прежде всего - отчетные документы. Они ведь по большей части являются просто формальностью. Федеральные стандарты, по которым работают все спортивные школы, не приспособлены к реальности. Большой проблемой российского спорта остаётся и фокус на максимальный результат уже в юношеском возрасте. Результат спортсмена влияет на зарплату тренера, поэтому многие форсируют подготовку. Как следствие, спортсмены теряют мотивацию и перестают прогрессировать, еще не дожив до "взрослого спорта". Я считаю, что главный успех тренерского труда – это любовь подопечных к своему виду спорта и активному образу жизни на долгие годы, даже после завершения активной спортивной деятельности. Не каждый, кто пришел заниматься в спортивную секцию, добьется больших успехов, но каждый может получить удовольствие от тренировок и очень многому научиться!