26.10.2020
Кто нас выводит в мастера...
Новый информационный проект Дирекции спорта Петрозаводского городского округа, посвящённый Дню тренера
30 октября – День тренера. Этому празднику уже больше 20 лет. И посвящён он признанию важного труда людей, которые открывают дорогу детям в мир спорта, помогают спортсменам добиваться высоких результатов и значимых побед.
«Кто нас выводит в мастера…» - новый информационный проект с циклом материалов о тренерах нашего города запускает накануне Дня тренера Дирекция спорта Петрозаводского городского округа.
Замечено, что успешные люди получаются из тех, кто в детстве одержимо занимался спортом. Бойцовский характер, воля к победе, самоотверженность – необходимые качества для развития человека. Эти черты характера формируются во время занятий спортом. Умение подниматься, когда упал, правильно оценивать свои силы, преимущества и недостатки соперников важны в жизни, и все эти навыки с помощью тренера спортсмены приобретают на тренировках и соревнованиях.
«Тренер, расскажи о себе!» – с таким вопросом обратились мы к наставникам спортивных школ Петрозаводска. Открывает первую страницу проекта тренер по плаванию Спортивной школы олимпийского резерва № 3 Петрозаводска Наталья Большанская.
Ученики простят нам всё, кроме незнания своего дела!
- С выбором профессии, я определилась ещё в третьем классе. Мечтала быть тренером по плаванию и пронесла свою мечту через все школьные годы, через все сочинения на тему «Кем я хочу стать», не меняя своих устремлений.
Конечно, главную лепту в принятие моего решения внесла мой первый тренер Арсеньева Галина Николаевна, которая оставила огромный след в моей судьбе, в моём воспитании, в становлении характера, в воспитании трудолюбия, работоспособности и формировании жизненных принципов. Она так сумела увлечь меня своим делом, что мы, как оголтелые, без устали носились на тренировки, забывая про «улицы» и пустое времяпровождение. Вот так всё и сошлось. Благодаря личному примеру тренера любимое занятие переросло в любимую профессию – мой кусочек насыщенной, интересной жизни.
- Как думаете, могли бы вы реализоваться в какой-нибудь другой профессии?
- Иногда, проматывая «плёнку» назад, сама себе задаю этот вопрос. Не получается. Нигде себя больше не вижу. Люблю свою профессию, люблю детей, которых воспитываю и тренирую. Горжусь своими воспитанниками, горжусь и тем, что у каждого из них в сердце есть частичка меня.
- Может ли тренер с первого занятия определить, вырастет из малыша чемпион или он будет заниматься, как говорят, для здоровья?
На всех своих родительских собраниях пытаюсь донести до родителей одну важную мысль, что дети, пришедшие в мою группу, научатся плавать (все без исключения) красиво, технично – это факт, но не все из них станут ЧЕМПИОНАМИ. И это тоже факт. Если же ребёнок талантлив для этого вида спорта, а ещё, что немаловажно, работоспособен и трудолюбив, моя задача - помочь раскрыть этот талант. Но таких, как показывает практика, единицы. Это «штучный товар».
- Родители понимают?
- К сожалению, не все родители понимают, как растут чемпионы. Многие - в силу своей «оторванности» от спорта, так как сами никогда не тренировались, а многие в силу завышенных амбиций и нетерпеливости. Приводят ребёнка, у которого ни данных, ни желания работать, но есть желание у родителей - сделать чемпиона. И сделать это надо как можно быстрее.
Скажу, что талантливых детей немного — на то и талант. Но знаю очень много случаев, когда в спорте добиваются высоких результатов люди не талантливые, но трудолюбивые, упорные, волевые, как говорят, упёртые. Но все эти качества и многие другие как раз и воспитываются через долгие часы, дни и годы тренировок, через пот, через «пахоту».
К сожалению, бывает и наоборот: у ребенка все данные для плавания – и рост, и вес, и ручки-ножки, и лежит на воде, и плывёт он легко и непринуждённо. Но если лень-матушка бежит впереди него, и через «не могу» не может он проплыть лишних двадцать метров, не может, стиснув зубы, вырвать финиш или касание у соседа по дорожке, если жалко ему самого себя, и не хочется идти на тренировку, потому что там надо плыть пять километров - тогда этому «таланту» и хорошим данным грош цена. Не будет из него ЧЕМПИОНА.
- Что считаете самым важным в работе тренера?
- На мой взгляд, профессия тренера и учителя физической культуры очень похожи, так как тренер должен найти подход к ребятам, как и учитель. Они оба должны много знать и уметь отвечать на всевозможные вопросы. Оба ответственны за учеников.
Как правило работа тренера — это процесс проб и ошибок, которые могут возникать в процессе воспитания спортсмена. Когда я начинала, мне, конечно, не хватало общения с опытным наставником, который подсказал бы, может, даже и направил. Сейчас мне хочется больше углубиться в психологию спорта, спортивную медицину, чтобы быть компетентной в главных вопросах своего вида спорта. Известный педагог Антон Семёнович Макаренко говорил, что ученики простят своим учителям и строгость, и сухость, и даже придирчивость, но не простят плохого знания своего дела. Эти слова имеют самое прямое отношение и к тренерской деятельности.
- Как успеваете за временем? За новинками методик тренировок?
- Тренерская работа - постоянная работа над собой. Надо постоянно совершенствоваться. Признаюсь, не хватает новаторства. И это своего рода стрессовая ситуация. Не каждому тренеру она по душе, ведь новинка, включенная в тренировочную программу, заставляет ждать ответа, удачно или нет она сработает. А если эта новинка не принесла желаемого результата, то на практике все надо делать сначала и по-другому. Мало просто читать, разбираться в современных методиках, надо посещать мастер классы сильнейших школ по плаванию, так сказать, которые впереди «периферии». Разрабатывая программу тренировки для спортсменов, тренер должен позаботиться о том, чтобы она включала элементы нового, а не была традиционной из года в год. Хотелось бы большего взаимодействия с другими видами спорта, для разнообразия тренировочного процесса.
- У тренера по плаванию место работы – бассейн. А где ещё тренируетесь?
- Идеальное место для занятий, конечно, бассейн, где проходит 1/3 моей жизни. Но не представляю своей работы без великолепного Кургана, где тоже провожу летние тренировки. Любой вид спорта полон побед и поражений. Как двигаться дальше, не опускать руки и справиться с неудачами в спорте? Это прежде всего анализ, работа над ошибками. Посмотреть на произошедшее не как на проигрыш или неудачу, а как на жизненный опыт.
- Есть ли у Вас постулаты для спортсмена?
- Есть! Прежде всего - не плыви по течению! Помни, что смириться – это значит сдаться и проиграть!
Тренируйся так, чтобы каждая клетка твоего тела напоминала о себе болью, потому что тренировка, после которой ничего не болит – это не тренировка.
Не бойтесь ошибаться, иногда стоит совершать ошибки хотя бы ради того, чтобы знать, почему их не следовало совершать!
- А мечта у тренера?
Моя мечта воспитать сильного спортсмена, правда, не люблю загадывать. Конечно, хочется и КМС, и мастера спорта, но мне еще не хватает опыта, чтобы воспитывать спортсмена высокого уровня. Однако я люблю совершенствоваться и не сдаюсь. Есть цели - и я к ним потихоньку двигаюсь. Не всегда мои цели совпадают с целями воспитанников. Есть у меня один трудяга, который любит и хочет трудиться - вот с ним и хочется работать. Нам чуть-чуть не хватает до КМС. Надеюсь, к Новому году это сделаем!